Спам – это различные нежелательные сообщения, поступающие на почтовый адрес. Чаще всего спам-письма отправляются с целью привлечения клиентов для покупки товаров или услуг. Несмотря на то, что спам является самым неэффективным каналом рекламы, нечистые на руку дельцы продолжают применять его благодаря дешевизне и возможности огромного охвата аудитории.
Спам замедляет работу с электронной почтой, вынуждая тратить время на сортировку и поиск полезных во множестве мусорных писем, и может содержать вредоносные программы, похищающие данные.

Опасность спама
Опасным спамом является тот, который может навредить пользователю и его устройству, компьютеру или смартфону. Коммерческий спам с рекламой товаров и услуг хоть и неприятен и отнимает время получателя, но всё же не несёт угроз.
- Фишинговые письма. Сообщения, визуально сходные с письмами от известных компаний, банков, рассылают с целью заполучить личную информацию пользователя. Чаще всего мошенников интересуют данные банковских карт, логины и пароли от различных сервисов. Жертвы, введённые в заблуждение внешним видом писем и сайтов, на которые ведут ссылки из писем, сами вводят конфиденциальные данные, полагая, что делают это на официальных ресурсах организаций.
- Мошеннические рассылки. Их целью является вызвать пользователя на диалог и дальнейшее получение от него денег. Это могут быть сообщения о выигрыше в лотерею или о получении наследства. Обычно мошенник предлагает оплатить комиссию, а после – пропадает.
- Письма с вредоносными ссылками или вложениями. Такие сообщения маскируются под рассылки сервисов или под сообщения друзей. Их цель в том, чтобы жертва перешла по ссылке или скачала и запустила файл. Тогда на устройство проникнет вирус, который зашифрует данные с требованием выкупа за расшифровку или передаст компьютер, смартфон под управление злоумышленников для использования в преступных целях.
Как спамеры находят контакты
Чтобы начать рассылать спам мошеннику необходимо иметь список получателей. В основном используют следующие четыре способа:
- Парсинг – сбор данных из открытых источников: сайтов, форумов, социальных сетей, досок объявлений и т.п., проводимый автоматически;
- Утечки информации – в компаниях могут случаться утечки, из-за которых данные клиентов попадают к злоумышленникам, а потом и в открытый доступ;
- Взлом баз данных – киберпреступники взламывают базы данных и извлекают из них всю возможную информацию;
- Торговля контактами – взломанные базы данных предлагают купить всем желающим.
Эти способы получения контактных данных незаконны, но это не останавливает мошенников.
Антиспам – что такое защита от спама на высоком уровне
Если в планы не входит полный отказ от использования электронной почты, то единственный способ борьбы со спамом – антиспам-сервис, который предотвращает доставку и блокирует нежелательные и вредоносные email-сообщения. Сервис антиспам проверяет все входящие сообщения на рекламный мусор, наличие угроз, обнаруживает в них различный вредоносный контент и осуществляет блокировку подозрительных писем и вложений. Таким образом, антиспам-решения представляют собой фильтры, отсеивающие нежелательную и заражённую почту.
Обычно системы антиспама включают несколько фильтров, работающих совместно. Они проводят анализ технических сведений о почтовом сервере отправителя, его поведении при отправке и, разумеется, самом содержимом письма. Также учитывается и репутация отправителя — были ли ранее жалобы на его IP-адрес и/или домен. Наиболее часто используются приёмы проверки PTR-записи IP-адреса отправителя в DNS, метод задержки приёма с неизвестного адреса greylisting, система на основе вероятностной логики Байеса SpamAssassin.
Самым эффективным образом эти системы работают на дальних подступах к почтовым ящикам пользователей, на площадке хостинг-провайдера почты. Во-первых, есть возможность предотвратить приём спама ещё до его попадания в ящик пользователя на основе данных об отправителе. Во-вторых, антиспам почтового хостинга, обслуживающий многие тысячи почтовых ящиков, может обучаться для распознавания спама гораздо быстрее и точнее, чем его аналог в локальном почтовом клиенте пользователя.
Провайдер услуг хостинга почты Tendence.ru с 2006 года предлагает услуги фильтрации электронной почты системами антиспама. В арсенале компании многоуровневые спам-фильтры, задействующие системы искусственного интеллекта, надёжно блокирующие нежелательные и вредоносные рассылки. Сервис антиспама работает на площадке хостера прозрачно для получателя, в почтовый ящик которого поступают только проверенные, безопасные письма.
Частые вопросы
Несколько методов, которые помогают защититься от спама:
- Используйте антиспам-фильтры в своей почтовой программе или пользуйтесь почтовым хостингом с ними. Они блокируют входящую спам-почту и отсеивают нежелательные сообщения.
- Не отвечайте на спам-письма. Ответ означает, что адрес действительный, и объём спама на него увеличится.
- Не переходите по ссылкам в спам-письмах. Они могут вести на сайты со вредоносным содержимым и заразить компьютер вирусом.
- Не публикуйте свой адрес электронной почты в публичных местах, таких как форумы или блоги. Спам-боты собирают адреса на таких сайтах.
Удалять спам следует по нескольким причинам:
- Он занимает место: каждое спам-сообщение занимает определенный объём места на почтовом сервере и в почтовом ящике получателя. Чем больше спама вы получаете, тем больше места он занимает, что может привести к исчерпанию доступного пространства и приостановке.
- Спам не безобиден, он может содержать вредоносные программы или ссылки на фишинговые сайты, которые могут нанести вред и привести к утечке личных данных.
- Он мешает работе, так как большое количество спама может отвлекать пользователя от работы и делать её менее продуктивной. Рабочее время тратится на сортировку спама, а из-за его обилия можно пропустить важное письмо.
Если на используемом почтовом сервере или в почтовой программе есть функция для пометки письма как спам, следует пользоваться ею. Это помогает обучить антиспам-фильтр, передав ему образец спам-сообщения.