Весьма популярный ныне сервис email-хостинга Gmail, услугами которого пользуются миллионы частных пользователей по всему миру, делает попытку выйти на рынок корпоративной почты. Так, любая компания-владелец собственного доменного имени может создать в DNS-зоне MX-записи почтовых серверов Google и получить сервис электронной почты уже не с адресами вида @gmail.com, а с заветными адресами @<мой домен>.ru
Для этого после регистрации в сервисе требуется произвести настройку DNS-зоны своего домена и выполнить создание следующих записей:
@ IN MX 10 aspmx.l.google.com.
@ IN MX 10 aspmx.l.google.com.
@ IN MX 20 alt1.aspmx.l.google.com.
@ IN MX 20 alt2.aspmx.l.google.com.
@ IN MX 30 aspmx2.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx3.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx4.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx5.googlemail.com.
MX-записи, которые необходимо подключать для корпоративной почты Гугл.
mail IN CNAME ghs.google.com.
CNAME-запись, необходимая чтобы при обращении к адресу почтового сервера mail.<ваш домен>.ru открывался сайт Gmail.
Желание Google предоставлять услуги платной почты для бизнеса вполне объяснимо. Бизнес в отличие от частного бесплатного пользователя платёжеспособный клиент. Личный почтовый ящик @gmail.com ещё предстоит монетизировать копеечными показами рекламных баннеров, контекстной рекламы, а за почту для фирмы с клиента можно брать живые деньги вперёд.
Но готов ли бизнес платить за услугу корпоративной почты от Gmail в её нынешнем формате и качестве? Оставим сейчас за кадром периодически-регулярные сбои сервиса, зачастую влекущие безвозвратную потерю пользовательских данных ("Бесплатный сыр: мышеловка Gmail снова захлопнулась", "150 тысяч пользователей Gmail лишились почты" и др.) и рассмотрим ограничения и недостатки присутствующие в работе службы постоянно.
Ограничения
Почта для домена имеет ограничения на размер принимаемого сообщения. В данный момент лимит на максимальный размер принимаемого почтовым сервисом Gmail письма составляет примерно 34 мегабайта (а точнее 35 882 577 байт), что по нынешним временам совсем немного. Именно эту цифру сообщает SMTP-сервер mx.google.com в стандартной опции SIZE, попытка отправить сообщение объёмом больше хоть на 1 байт вызовет ошибку, а затем сброс соединения почтовым сервером:
250-mx.google.com at your service
250-SIZE 35882577
250-8BITMIME
250-STARTTLS
250-ENHANCEDSTATUSCODES
250 PIPELINING
Message size exceeds receiving server's maximum acceptable message size
QUIT
Представьте себе офисного работника, вынужденного срочно отправить по корпоративной почте сообщение, например, с вложением отсканированных документов. Такие файлы могут иметь значительный объём. Не забудьте также, что при отправке файлов как вложений по электронной почты они из-за особенностей перекодировки могут увеличиваться в размере до 30%. Это ещё более сокращает полезную «пропускную способность» вложений почты Gmail, делает её малопригодной в корпоративном секторе.
Недостатки
- Отсутствие подписи доменными ключами DKIM. Эффективная технология DKIM (Domain Keys Identified Mail) на почтовом сервисе Гугл доступна только пользователям почтовых ящиков @gmail.com Бизнес-почта Google лишена этой крайне полезной возможности. Подписание каждого исходящего сообщения индивидуальной криптографической подписью позволяет исключить его подделку и подтвердить личность отправителя.
- Невозможность использования технологии SPF, которая позволяет не только защитить свой почтовый домен от подделки исходящих писем спамерами, но и облегчить прохождение собственными легитимными письмами спам-фильтров на почтовых серверах получателей, а также исключить их ложное определение как спам или сомнительные письма.
- Отсутствие списков рассылки. Будучи не в силах контролировать рассылку спама со своих бесплатных аккаунтов сервис просто не предоставляет такую весьма важную и продуктивную для бизнес-коммуникаций опцию как списки рассылки.
- Стоимость корпоративной почты. Бизнес адрес электронной почты от Google стоит $50 в год. По текущему курсу доллара США тариф в месяц составит более 300 руб. за каждый почтовый ящик. Цена для российского рынка довольно высокая, особенно если принять во внимание перечисленные выше ограничения и явные недостатки.
- Полное отсутствие технической поддержки. На сайте никогда не было, нет и явно не предвидится телефонов технической поддержки, адресов офисов, куда можно было бы обратиться с проблемой. О круглосуточной поддержке речи нет. Единственный способ запросить помощи в случае сбоя (например, "Сбой IMAP-протокола в работе почтового сервера Gmail") — форма обратной связи, однако ответ не гарантируется.
Таким образом факты вынуждают сделать вывод о том, что корпоративная почта от Google как раз для деловой почты подходит весьма мало. Немногие организации будут готовы мириться с многочисленными ограничениями и недостатками, обусловленными массовостью бесплатного сервиса, наследующего все его «болячки». К слову, бесплатные и платные клиенты Gmail обслуживаются на одних и тех же почтовых серверах. Это примерно то же самое, что обслуживать клиентов дорогого ресторана, заплативших немалую сумму за ужин, вместе с постояльцами ночлежки в бесплатной столовой этого же заведения :)
У другой поисковой системы, Яндекса дела с почтой обстоят не лучше. Почитать об этом подробнее можно здесь: «Недостатки корпоративной почты от Яндекс».
Стоит ли доверять свою почту поисковику или обратиться к профессиональному поставщику услуг хостинга корпоративной почты, решать каждому предприятию самостоятельно.