Весьма популярный ныне сервис email-хостинга Gmail, услугами которого пользуются миллионы частных пользователей по всему миру, делает попытку выйти на рынок корпоративной почты. Так, любая компания-владелец собственного доменного имени может создать в DNS-зоне MX-записи почтовых серверов Google и получить сервис электронной почты уже не с адресами вида @gmail.com, а с заветными адресами @<мой домен>.ru
Для этого после регистрации в сервисе требуется произвести настройку DNS-зоны своего домена и выполнить создание следующих записей:
@ IN MX 10 aspmx.l.google.com.
@ IN MX 10 aspmx.l.google.com.
@ IN MX 20 alt1.aspmx.l.google.com.
@ IN MX 20 alt2.aspmx.l.google.com.
@ IN MX 30 aspmx2.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx3.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx4.googlemail.com.
@ IN MX 30 aspmx5.googlemail.com.
MX-записи, которые необходимо подключать для корпоративной почты Гугл.
mail IN CNAME ghs.google.com.
CNAME-запись, необходимая чтобы при обращении к адресу почтового сервера mail.<ваш домен>.ru открывался сайт Gmail.
Желание Google предоставлять услуги платной почты для бизнеса вполне объяснимо. Бизнес в отличие от частного бесплатного пользователя платёжеспособный клиент. Личный почтовый ящик @gmail.com ещё предстоит монетизировать копеечными показами рекламных баннеров, контекстной рекламы, а за почту для фирмы с клиента можно брать живые деньги вперёд.
Но готов ли бизнес платить за услугу корпоративной почты от Gmail в её нынешнем формате и качестве? Оставим сейчас за кадром периодически-регулярные сбои сервиса, зачастую влекущие безвозвратную потерю пользовательских данных ("Бесплатный сыр: мышеловка Gmail снова захлопнулась", "150 тысяч пользователей Gmail лишились почты" и др.) и рассмотрим ограничения и недостатки присутствующие в работе службы постоянно.
Ограничения
Почта для домена имеет ограничения на размер принимаемого сообщения. В данный момент лимит на максимальный размер принимаемого почтовым сервисом Gmail письма составляет примерно 34 Мегабайта (а точнее 35882577 байт), что по нынешним временам совсем немного. Именно эту цифру сообщает SMTP-сервер mx.google.com в стандартной опции SIZE, попытка отправить сообщение объёмом больше хоть на 1 байт вызовет ошибку, а затем сброс соединения почтовым сервером:
250-mx.google.com at your service
250-SIZE 35882577
250-8BITMIME
250-STARTTLS
250-ENHANCEDSTATUSCODES
250 PIPELINING
Message size exceeds receiving server's maximum acceptable message size
QUIT
Представьте себе офисного работника, вынужденного срочно отправить по корпоративной почте сообщение, например, с вложением отсканированных документов. Такие файлы могут иметь значительный объём. Не забудьте также, что при отправке файлов как вложений по электронной почты они из-за особенностей перекодировки могут увеличиваться в размере до 30%. Это ещё более сокращает полезную «пропускную способность» вложений почты Gmail, делает её малопригодной в корпоративном секторе.
Недостатки
- Отсутствие подписи доменными ключами DKIM. Эффективная технология DKIM (Domain Keys Identified Mail) на почтовом сервисе Гугл доступна только пользователям почтовых ящиков @gmail.com Бизнес-почта Google лишена этой крайне полезной возможности. Подписание каждого исходящего сообщения индивидуальной криптографической подписью позволяет исключить его подделку и подтвердить личность отправителя.
- Невозможность использования технологии SPF, которая позволяет не только защитить свой почтовый домен от подделки исходящих писем спамерами, но и облегчить прохождение собственными легитимными письмами спам-фильтров на почтовых серверах получателей, а также исключить их ложное определение как спам или сомнительные письма.
- Отсутствие списков рассылки. Будучи не в силах контролировать рассылку спама со своих бесплатных аккаунтов сервис просто не предоставляет такую весьма важную и продуктивную для бизнес-коммуникаций опцию как списки рассылки.
- Стоимость корпоративной почты. Бизнес адрес электронной почты от Google стоит $50 в год. По текущему курсу доллара США тариф в месяц составит более 300 руб. за каждый почтовый ящик. Цена для российского рынка довольно высокая, особенно если принять во внимание перечисленные выше ограничения и явные недостатки.
- Полное отсутствие технической поддержки. На сайте никогда не было, нет и явно не предвидится телефонов технической поддержки, адресов офисов, куда можно было бы обратиться с проблемой. О круглосуточной поддержке речи нет. Единственный способ запросить помощи в случае сбоя (например, "Сбой IMAP-протокола в работе почтового сервера Gmail") — форма обратной связи, однако ответ не гарантируется.
Таким образом факты вынуждают сделать вывод о том, что корпоративная почта от Google как раз для деловой почты подходит весьма мало. Немногие организации будут готовы мириться с многочисленными ограничениями и недостатками, обусловленными массовостью бесплатного сервиса, наследующего все его «болячки». К слову, бесплатные и платные клиенты Gmail обслуживаются на одних и тех же почтовых серверах. Это примерно то же самое, что обслуживать клиентов дорогого ресторана, заплативших немалую сумму за ужин, вместе с постояльцами ночлежки в бесплатной столовой этого же заведения :)
У другой поисковой системы, Яндекса дела с почтой обстоят не лучше. Почитать об этом подробнее можно здесь: «Недостатки корпоративной почты от Яндекс».
Стоит ли доверять свою почту поисковику или обратиться к профессиональному поставщику услуг хостинга корпоративной почты, решать каждому предприятию самостоятельно.