Интернет пестрит предложениям о продаже готовых почтовых баз. За очень скромные суммы дельцы от инфобизнеса предлагают купить базы, например, всех юридических лиц России или всех предприятий по отраслям и видам деятельности. Покупка готовых баз email-адресов для выполнения по ним массовых рассылок имеет ряд значительных недостатков и рисков. Причины, по которым приобретать такие базы не следует:
- Низкое качество. Большинство баз email-адресов, доступных для покупки, содержат устаревшие и не действующие адреса. Это неизбежно приведёт к высокой негативной реакции получателей, а рассылка попадёт в спам.
- Нарушение законодательства. Рассылка коммерческой информации по электронной почте регулируется законами CAN-SPAM в США и Регламентом об электронной коммерции в Европейском союзе. Отправка рассылок по купленным базам, на которые получатели не дали своего согласия, прямой путь к штрафам.
- Нецелевая аудитория. Качество продаваемых баз непредсказуемо, покупатель никак не контролирует то, какие пользователи находятся в них. Неизбежно они будут содержать адреса людей и компаний, которые не никак заинтересованы в вашей продукции или услугах. Это приведёт к низким эффективности и уровню отклика на рассылку.
- Падение репутации отправителя. Как следствие предыдущих причин отправка сообщений получателя, которые не давали свое согласие на получение таких рассылок, негативно скажется на репутации отправителя. Занесение писем в спам и жалобы получателей приведут к падению репутации, а затем и к блокировке домена и IP-адреса.

Согласно законодательству многих стран, выполнение массовых рассылок электронной почты без предварительного согласия получателей считается незаконным и расценивается как нарушение прав частной жизни и конфиденциальности. Подобные нормативные акты с начала 2000-х годов существуют в США, Евросоюзе. В России массовые рассылки регулируются федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006. Игнорирование этого требования при выполнении рассылки является формой нежелательной корреспонденции, известной как спам, и ведёт к негативным последствиям как для заказчика нелегитимной массовой рассылки, так и для её исполнителя.
Технические последствия
Почтовые сервисы постоянно ведут борьбу с распространением спама и за годы выработали действенные механизмы по его предотвращению. Попытка рассылки по чужой базе получателей, не дававших своего согласия на получение рассылки от другого отправителя, приведёт к массовым жалобам. При превышении количеством жалоб порогового уровня репутация отправителя упадёт и почтовые серверы попросту перестанут принимать сообщения рассылки, блокируя её ещё на этапе SMTP-соединения. В оценке репутации отправителя (Sender Score) участвуют IP-адрес отправителя, его домен и содержание рассылки. Поэтому попытка смены IP-адреса и/или домена отправителя в надежде обмануть репутационные фильтры не приведут к успеху.
Юридические последствия
Получатель рассылки, не давший своего согласия на её получение, имеет право привлечь заказчика и распространителя рассылки к ответственности. Основанием будет являться часть 1 статьи 18 закона № 38-ФЗ «О рекламе», где в явном виде указано, что «распространение рекламы по сетям электросвязи в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается». За такое административное правонарушение для юридических лиц, в чьих интересах выполняются такие рассылки, согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрены штрафы – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Если нечистый на руку исполнитель такой рассылки, а фактически — спамер, может уйти от последствий, выполняя её, например, со взломанных компьютеров, то заказчику избежать ответственности куда сложнее. Ведь в каждом рекламном письме, отправленном по купленной базе, будет фигурировать номер телефона, сайт, товар и прочие реквизиты, по которым не составит труда определить заказчика и подать к нему судебный иск.
Создание собственной базы получателей
Вместо покупки баз email-адресов рекомендуется строить собственную базу подписчиков естественным образом, например, через форму подписки на сайте:
- предоставив подписчиками скидку или подарок;
- заинтересовав их полезным контентом рассылок.
И уж во всяком случае следует заручиться их согласием в явном виде на получение писем от имени конкретной организации или сайта.
Double opt — двойное согласие
Одним из наиболее действенных способов подтвердить согласие получателей на получение массовых рассылок является метод двойного согласия (double opt-in). При его использовании получатель должен сначала зарегистрироваться для получения информации, указав свой адрес электронной почты. Затем на указанный адрес отправляется подтверждающее письмо, в котором получатель должен подтвердить свое согласие, нажав на ссылку или кнопку. Переход по уникальной ссылке, содержащейся в письме, обеспечивает дополнительный уровень защиты и гарантирует, что получатель действительно желает получать рассылку.
Это позволит создать качественную и целевую аудиторию, которая действительно заинтересована в получении информации или покупке продукции, без нарушения законодательства и технических блокировок рассылки. Следовательно, результаты email-маркетинга компании будут способствовать развитию коммуникаций и продаж компании, а не становиться предметом судебных исков.